Постановление Правительства Воронежской области от 14.05.2025 N 317 "Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Воронежской области на период до 2030 года"
Правительство Воронежской области
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 14 мая 2025 г. N 317
г. Воронеж
Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Воронежской области на период до 2030 года
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 г. N 2233-р Правительство Воронежской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Стратегию реализации молодежной политики в Воронежской области на период до 2030 года (далее – Стратегия) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Управлению молодежной политики Воронежской области в срок до 30.06.2025 обеспечить разработку плана реализации Стратегии и его последующее утверждение на заседании координационного совета по молодежной политике при Правительстве Воронежской области в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Воронежской области Маслова Д.Н.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Воронежской области С.Б. Трухачев
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Воронежской области
от 14 мая 2025 г. N 317
СТРАТЕГИЯ
реализации молодежной политики в Воронежской области
на период до 2030 года
I. Общие положения
Стратегия реализации молодежной политики в Воронежской области на период до 2030 года (далее – Стратегия) является документом стратегического планирования в сфере молодежной политики и направлена на консолидацию усилий исполнительных органов Воронежской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан по реализации молодежной политики, созданию условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, проживающей на территории Воронежской области.
Правовую основу разработки Стратегии составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;
- Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 N 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
- Закон Воронежской области от 12.05.2009 N 32-ОЗ «О молодежной политике в Воронежской области»;
- Закон Воронежской области от 06.10.2010 N 103-ОЗ «О патриотическом воспитании в Воронежской области»;
- Закон Воронежской области от 06.07.2009 N 66-ОЗ «О государственной (областной) поддержке молодежных и детских общественных объединений в Воронежской области»;
- Закон Воронежской области от 29.11.2011 N 178-ОЗ «О поддержке деятельности студенческих отрядов в Воронежской области»;
- Закон Воронежской области от 11.03.2013 N 02-ОЗ «О добровольческой (волонтерской) деятельности»;
- Закон Воронежской области от 29.04.2016 N 45-ОЗ «Об отдельных мерах по поддержке проведения поисковой работы на территории Воронежской области».
Для целей настоящей Стратегии используются понятия, установленные статьей 2 Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
II. Современное состояние молодежной политики
1. Оценка положения молодежи в Воронежской области
Демографические показатели молодежи
Молодежная политика в Воронежской области носит как интегрированный, так и дифференцированный характер. Она адресована всем гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Воронежской области, в возрасте от 14 до 35 лет включительно и обусловлена обширным перечнем социальных и личных задач, которые молодой гражданин решает на каждом этапе своего становления в профессиональной сфере и формирования личностной и гражданской позиции.
В Воронежской области численность населения в возрасте 14–35 лет на 01.01.2025 составляет 556 465 человек, что составляет 24 % от общей численности населения региона. Это значительный кадровый и интеллектуальный потенциал для развития Воронежской области.
Стратегия учитывает потребности различных социально-демографических групп молодежи, а именно обучающихся, молодых ученых и специалистов, в том числе творческих специальностей, молодых государственных и муниципальных служащих, молодых предпринимателей, молодежи, проживающей в сельской местности, молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов, молодых родителей и других.
Вызовы и потребности молодежи Воронежской области
Стратегия основывается на положениях Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года и учитывает исследование, проведенное акционерным обществом «Всероссийский центр изучения общественного мнения» в 2023 году на территории Российской Федерации. В структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают семейные ценности.
Согласно социологическим данным акционерного общества «Всероссийский центр изучения общественного мнения» за 2024 год, уровень патриотических настроений у молодежи значительно вырос в течение последних 10–15 лет: 92 процента молодежи в возрасте 18–35 лет испытывают чувство гордости за Россию, ее историю и культуру.
Абсолютное большинство опрошенных разделяет ценности, обозначенные в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Дополнительно в Стратегии используются результаты социологического исследования «Выявление проблем и потребностей в сфере развития молодежной политики на территории Воронежской области» (далее – социологическое исследование), проведенного АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» в 2024 году. В исследовании выделяются следующие ключевые проблемы и потребности молодежи региона:
- социально-экономические проблемы: недостаточный уровень материального обеспечения, сложности с трудоустройством по специальности и построением карьеры;
- качество образования и профессиональной подготовки: вопросы соответствия получаемого образования требованиям рынка труда, необходимость развития практических навыков и компетенций;
- поддержка молодых семей: потребность в мерах поддержки при создании и развитии семьи, включая вопросы жилья, трудоустройства родителей, доступности дошкольного образования;
- здоровье и здоровый образ жизни: необходимость формирования культуры здорового образа жизни, профилактика деструктивного поведения и зависимостей;
- социальная адаптация и интеграция: поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, включая выпускников интернатных учреждений, молодых людей с инвалидностью;
- досуг и самореализация: потребность в разнообразных и доступных формах досуга, возможностях для творческой и общественной самореализации;
- участие в жизни общества: желание молодежи быть услышанной, участвовать в принятии решений, влияющих на ее жизнь и развитие региона.
Результаты исследования подчеркивают необходимость создания условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Воронежской области.
2. Современная модель молодежной политики в Воронежской области
Молодежная политика является одним из приоритетных направлений государственной политики в Воронежской области. На управление молодежной политики Воронежской области возложены функции реализации молодежной политики на территории Воронежской области:
- разработка проектов нормативных правовых актов Воронежской области, регламентирующих реализацию молодежной политики в Воронежской области, иных проектов правовых актов;
- разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ по основным направлениям в сфере молодежной политики на территории Воронежской области с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Воронежской области;
- организация деятельности специалистов по работе с молодежью;
- осуществление мониторинга реализации молодежной политики на территории Воронежской области;
- осуществление проектной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечение формирования состава Молодежного правительства Воронежской области;
- разработка мер, направленных на патриотическое воспитание, проведение работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи Российской Федерации, проживающей на территории Воронежской области;
- оказание содействия поисковым объединениям в проведении мероприятий по поиску погибших при защите Отечества и другие.
В Воронежской области созданы координационные советы по различным направлениям деятельности молодежной политики: координационный совет по молодежной политике при Правительстве Воронежской области, координационный совет по развитию добровольчества (волонтерства) при Правительстве Воронежской области, координационный совет по развитию движения студенческих отрядов Воронежской области, координационный совет по военно-патриотическому воспитанию при Правительстве Воронежской области, координационный совет по взаимодействию с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи Воронежской области, а также межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в молодежной среде.
Для реализации Стратегии используются принципы молодежной политики согласно Федеральному закону от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
Инфраструктура молодежной политики в Воронежской области
По состоянию на 1 января 2025 года в Воронежской области действуют:
- 9 государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики (далее – учреждения молодежной политики);
- 1 ресурсный центр поддержки добровольчества (волонтерства);
- 9 центров общественного развития «Добро.Центр»;
- 1 региональный штаб взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ;
- 34 муниципальных штаба взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ;
- 12 штабов взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ на базе образовательных организаций высшего образования.
В 2022 году в рамках реализации федерального проекта «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»)» национального проекта «Образование» Федеральным агентством по делам молодежи был проведен первый Всероссийский конкурс программ комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации «Регион для молодых» (далее – Конкурс). Конкурс предусматривает создание и развитие учреждений молодежной политики, методическое сопровождение их деятельности и организацию на их базе востребованных проектов и мероприятий для молодежи. В 2023 году по итогам Конкурса регион получил субсидию из федерального бюджета на общую сумму 160 млн. рублей, а в 2024 году – 85 млн. рублей.
По итогам Конкурса в 2023 году были достигнуты следующие результаты реализации программы комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации «Регион для молодых»:
- площадь отремонтированных и оснащенных оборудованием помещений – 2 785,7 кв. м;
- численность молодежи, включенной в деятельность учреждений молодежной политики на системной основе, – 22 355 чел.;
- общий охват молодежи деятельностью учреждений молодежной политики (в том числе разовые касания) – 257 106 чел.;
- численность сотрудников, прошедших обучение и повышение квалификации, – 50 чел.;
- количество методических, просветительских и образовательных мероприятий (в том числе проведение исследований, разработка методических продуктов) – 57.
В 2024 году результатами реализации программы комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации «Регион для молодых» стали:
- площадь отремонтированных и оснащенных оборудованием помещений – 1 389,45 кв. м;
- численность молодежи, включенной в деятельность учреждений молодежной политики на системной основе, – 35 512 чел.;
- общий охват молодежи деятельностью учреждений молодежной политики (в том числе разовые касания) – 421 355 чел.;
- численность сотрудников, прошедших обучение и повышение квалификации – 50 чел.;
- количество методических, просветительских и образовательных мероприятий (в том числе проведение исследований, разработка методических продуктов) – 36.
Необходимо отметить, что для полного удовлетворения потребностей молодежи Воронежской области требуется дальнейшее развитие инфраструктуры молодежной политики с упором на муниципальные образования региона, а также повышение доступности и качества услуг, предоставляемых существующими организациями.
Молодежные и детские общественно-государственные и общественные объединения в Воронежской области
В Воронежской области молодежные и детские общественно-государственные и общественные объединения рассматриваются в качестве одного из ключевых субъектов молодежной политики. С 2009 года действует Закон Воронежской области от 06.07.2009 N 66-ОЗ «О государственной (областной) поддержке молодежных и детских общественных объединений в Воронежской области».
На современном этапе развития молодежной политики значимой становится активная деятельность Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых».
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение первых» является функциональным связующим звеном между практической реализацией молодежной политики и образовательным процессом, в который включены молодые граждане в возрасте от 6 до 25 лет.
Активно развиваются региональные отделения молодежных и детских общественно-государственных и общественных объединений: Всероссийская общественная молодежная организация «Всероссийский студенческий корпус спасателей», молодежная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды», Общероссийская молодежная общественная организация «Российский союз сельской молодежи», Всероссийское общественное движение «ВОЛОНТЕРЫ ПОБЕДЫ», Всероссийское общественное движение добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики», Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ» и др.
Научное, методическое и информационное обеспечение молодежной политики в Воронежской области
Научное обеспечение молодежной политики реализуется на основе проведения исследований, в том числе мониторинговых. Важную роль в этом играет проведенное в 2024 году социологическое исследование, результаты которого легли в основу данной Стратегии.
В целях оказания методической поддержки специалистов по работе с молодежью и стандартизации работы в сфере молодежной политики используются методические рекомендации Федерального агентства по делам молодежи: «Стандарт экосистемы молодежной политики», «Стандарт регионального органа исполнительной власти в сфере молодежной политики», «Стандарт учреждения молодежной политики».
Управление молодежной политики Воронежской области осуществляет ежемесячный мониторинг по форме федерального статистического наблюдения N 2-молодежь «Сведения о сфере молодежной политики» и годовой мониторинг по форме федерального статистического наблюдения N 1-молодежь «Сведения о сфере молодежной политики в Российской Федерации». Результаты мониторинга ложатся в основу ежегодного рейтинга муниципальных образований по эффективности реализации молодежной политики.
Необходимо развивать региональную систему научного и методического сопровождения молодежной политики, включая регулярное проведение социологических исследований для отслеживания динамики проблем и потребностей молодежи, разработку региональных методических материалов и программ повышения квалификации для специалистов по работе с молодежью.
III. Цель, задачи и приоритетные направления
реализации молодежной политики в Воронежской области
Цель Стратегии – формирование к 2030 году системы молодежной политики в Воронежской области, ориентированной на становление и развитие патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного поколения российских граждан, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России, соблюдение прав, свобод и законных интересов молодых граждан, улучшение социально-экономического положения молодежи, активное привлечение ее к участию в государственном строительстве и развитии современного российского общества с учетом его актуальных потребностей, вызовов и угроз, стоящих перед страной.
Достижение цели Стратегии предполагается осуществить путем реализации следующих задач:
1. Развитие традиционных российских ценностно-смысловых и нравственных ориентиров, гражданственности и патриотизма в молодежной среде.
2. Создание для молодых семей благоприятных условий, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры.
3. Формирование культуры здорового и активного образа жизни в молодежной среде, ответственной позиции по сохранению и укреплению собственного физического и духовного здоровья.
4. Профессиональное развитие молодежи, содействие ее занятости, трудоустройству, в том числе на предприятиях агропромышленного сектора, и предпринимательской деятельности, повышению уровня финансовой грамотности.
5. Противодействие деструктивному поведению молодежи, ее правовое просвещение и информационная защита.
6. Создание условий для развития молодежного добровольчества (волонтерства), молодежных и детских общественно-государственных и общественных объединений, органов молодежного самоуправления.
7. Совершенствование системы управления и инфраструктуры в сфере молодежной политики.
8. Повышение престижа военной службы и обеспечение поддержки молодых военнослужащих и членов их семей.
IV. Сценарии реализации молодежной политики
1. Этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа.
Первый этап (2025–2026 годы) предусматривает:
- участие в национальном проекте «Молодежь и дети» на территории Воронежской области;
- корректировку соответствующих государственных программ Воронежской области с учетом приоритетных направлений Стратегии и результатов социологических исследований;
- обеспечение межведомственной и межуровневой координации вопросов реализации молодежной политики;
- совершенствование механизмов мониторинга молодежной политики и оценки ее состояния, включая регулярное проведение социологических исследований;
- разработку и внедрение системы качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии по каждому приоритетному направлению;
- принятие комплексных мер, обеспечивающих развитие учреждений молодежной политики в муниципальных образованиях.
Второй этап (2027–2030 годы) предусматривает продолжение реализации национального проекта «Молодежь и дети», а также разработку и осуществление дополнительных мер нормативного, правового, организационного, кадрового, научного и методического характера, необходимых для достижения ее цели и задач.
План реализации Стратегии утверждается решением координационного совета по молодежной политике при Правительстве Воронежской области (далее – Координационный совет).
Изменение основных этапов и содержания мероприятий реализации Стратегии осуществляется на основании решения Координационного совета.
2. Оценка результатов реализации Стратегии и ожидаемые результаты реализации Стратегии
Оценка результатов реализации Стратегии осуществляется на основе контроля достижения основных показателей:
- доля молодых семей, в том числе молодых семей имеющих детей, участвующих в мероприятиях по продвижению традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе в проекты и программы, направленные на патриотическое воспитание, в добровольческую и общественную деятельность;
- доля молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на патриотическое воспитание;
- охват молодежи мероприятиями, проводимыми на базе инфраструктуры молодежной политики;
- доля молодых людей, вовлеченных в мероприятия, направленные на профессиональное развитие.
Перечень основных показателей, указанных в Стратегии, может уточняться по результатам мониторинга ее реализации.
Источником исходной информации для оценки реализации Стратегии станут данные мониторинга реализации молодежной политики и статистических наблюдений, а также результаты регулярных социологических исследований мнения молодежи Воронежской области.
Уточнение основных показателей будет происходить в процессе реализации Стратегии с учетом достигнутых результатов и прогнозируемых рисков в отношении запланированных мероприятий.
Реализация Стратегии позволит:
- гарантировать устойчивый рост числа молодых граждан, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности, обладающих физическим и психическим здоровьем, осознанно ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой и спортом, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и суверенной России;
- улучшить социально-экономическое положение молодежи Воронежской области и увеличить степень ее вовлеченности в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь региона;
- обеспечить создание условий для эффективного осуществления прав, свобод и законных интересов молодежи;
- совершенствовать механизм государственного управления в сфере молодежной политики, отвечающий современным требованиям и обеспечивающий межведомственную координацию деятельности в области поддержки молодежи и молодых семей, молодежного участия и молодежного самоуправления;
- заложить фундаментальную основу для профессионализации молодежной политики, ее научного, методического и информационного обеспечения в Воронежской области.
Реализация Стратегии будет способствовать:
- снижению оттока молодежи из Воронежской области;
- укреплению кадрового потенциала региона за счет молодых специалистов;
- повышению социальной стабильности и развитию гражданского общества в регионе.
V. Контроль за реализацией Стратегии
Контроль эффективности Стратегии осуществляется Координационным советом.
Оперативный мониторинг применения Стратегии проводится по инициативе председателя Координационного совета в установленном порядке.
Дополнительными механизмами контроля реализации Стратегии являются систематический анализ хода достижения ключевых показателей национального проекта «Молодежь и дети», прогнозирование развития сферы молодежной политики и корректировка плановых значений показателей и результатов данного национального проекта, а также рассмотрение ежегодного отчета на заседаниях Координационного совета.