Правовые акты Воронежской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Воронежской области от 19.06.2025 N 399 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 30.09.2021 N 566"

Правительство Воронежской области

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 19 июня 2025 г. N 399

 

г. Воронеж

 

О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области

от 30.09.2021 N 566

 

 

В целях приведения нормативных правовых актов Воронежской области в соответствие действующему законодательству Правительство Воронежской области п о с т а н о в л я е т:

1. Внести в постановление Правительства Воронежской области от 30.09.2021 N 566 «О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Воронежской области» (в редакции постановлений Правительства Воронежской области от 10.10.2022 N 723, от 18.03.2024 N 173, от 28.12.2024 N 906) следующие изменения:

1.1. Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Воронежской области изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

1.2. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Воронежской области изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Воронежской области Логвинова В.И.

 

 

 

Временно исполняющий обязанности

Губернатора Воронежской области                                                       С.Б. Трухачев


 

Приложение N 1

к постановлению Правительства

Воронежской области

от 19 июня 2025 г. N 399

 

«УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Воронежской области

от 30.09.2021 N 566

 

Положение

о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Воронежской области

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Воронежской области (далее - государственный экологический контроль).

2. Предметом государственного экологического контроля является:

а) соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Воронежской области в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. К разрешительным документам, указанным в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения, относятся:

установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы;

утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;

разрешение на временные выбросы;

разрешение на временные сбросы;

инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

положительное заключение государственной экологической экспертизы;

декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

декларации о воздействии на окружающую среду;

программа производственного экологического контроля и результаты ее осуществления;

свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;

данные учета в области обращения с отходами;

разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;

договор водопользования;

решение о предоставлении водного объекта в пользование;

согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.

4. Государственный экологический контроль осуществляет министерство природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - министерство).

5. Должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление государственного экологического контроля (далее – должностные лица министерства), являются:

министр природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся главным государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;

заместитель министра природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды;

заместитель министра природных ресурсов и экологии Воронежской области - начальник отдела особо охраняемых природных территорий и экологической экспертизы министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды;

начальник отдела государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся старшим государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;

заместитель начальника отдела государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся старшим государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;

инспектор отдела государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;

ведущий консультант отдела государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды.

Должностными лицами министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

министр природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся главным государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;

заместитель министра природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды;

заместитель министра природных ресурсов и экологии Воронежской области - начальник отдела особо охраняемых природных территорий и экологической экспертизы министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды.

6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического контроля, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

7. Министерство осуществляет государственный экологический контроль в отношении следующих объектов государственного экологического контроля (далее - объекты контроля):

а) деятельность (действия (бездействие)) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в настоящем пункте, а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований в рамках соблюдения обязательных требований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения;

б) поверхностные водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, полностью расположенные на территории Воронежской области и не относящиеся к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

в) объекты, указанные в пункте 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - производственные объекты), расположенные в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;

г) производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относящиеся:

к объектам II категории, на которые не выдано комплексное экологическое разрешение;

к объектам III категории;

к объектам IV категории.

8. Учет объектов контроля осуществляется:

а) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

б) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой министерству в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.

9. При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками.

10. Министерство при осуществлении государственного экологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

а) высокий риск;

б) значительный риск;

в) средний риск;

г) умеренный риск;

д) низкий риск.

11. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением министра (заместителя министра) природных ресурсов и экологии Воронежской области на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.

12. Производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к определенной категории риска для государственного экологического контроля в соответствии со следующими критериями:

а) к категории среднего риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее - постановление N 2398);

б) к категории умеренного риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 2398, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по транспортированию отходов производства и потребления;

в) к категории низкого риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 2398.

13. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего риска соответственно в случае, если объект контроля размещается в водоохранных зонах водных объектов или их частей.

14. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:

а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.2, статьями 7.6, 8.1, 8.2, 8.2.3, частями 1 и 2 статьи 8.4, статьями 8.5, 8.6, частями 1, 3, 4 статьи 8.7, статьями 8.12, 8.12.1, частями 1, 2, 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.15, 8.21 - 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьей 8.41, частью 1 статьи 8.42, статьями 8.44 - 8.46, частями 38, 39 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное должностными лицами министерства или судом на основании протокола об административном нарушении, составленного должностными лицами министерства;

б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность с использованием объекта контроля, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250, 251, 254 Уголовного кодекса Российской Федерации.

15. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом «а» пункта 14 настоящего Положения к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.

Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом «б» пункта 14 настоящего Положения к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно по истечении 3 лет после вступления в законную силу соответствующих решений и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды.

16. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения к категориям значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 14 настоящего Приложения, и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Министерством ведется перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.

17. Министерство может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а) инспекционный визит;

б) рейдовый осмотр;

в) документарная проверка;

г) выездная проверка.

18. Устанавливаются следующие периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность проведения обязательных профилактических визитов: одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год - для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.

Обязательные профилактические визиты в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска, проводятся с периодичностью, установленной Правительством Российской Федерации.

19. Министерство может проводить следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) самообследование;

е) профилактический визит.

20. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на странице министерства в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (далее - Портал Воронежской области в сети Интернет), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

21. Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).

Доклад о правоприменительной практике готовится министерством 1 раз в год. Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министерства и размещается на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

22. В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В случае принятия министерством решения об объявлении контролируемому лицу предостережения одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес страницы министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет, позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований.

Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать возражение в отношении предостережения, в котором указываются следующие сведения (далее - возражение):

наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;

дата и номер предостережения;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;

способ получения ответа.

Возражение направляется в министерство в виде документа на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного с учетом требований, установленных частью 6 статьи 21 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в течение тридцати дней со дня получения контролируемым лицом предостережения. Возражение рассматривается министерством в течение тридцати дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.

23. Консультирование осуществляется должностными лицами министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме еженедельно в сроки, определенные министром природных ресурсов и экологии Воронежской области, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио-, видеозапись.

Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.

Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, указанных в пункте 2 настоящего Положения.

В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на Портале Воронежской области в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом министерства.

24. В целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований предусматривается самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований (самообследование). В рамках самообследования также обеспечивается возможность получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов критериям риска.

Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет, и может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений, иных объектов. Контролируемое лицо должно иметь возможность осуществить самообследование без идентификации пользователя.

Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования, проведенного в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.

Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в министерство, которое осуществляет ее регистрацию и размещает на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет. Контролируемое лицо имеет право разместить сведения о зарегистрированной декларации соблюдения обязательных требований на своем сайте в сети Интернет, в принадлежащих ему помещениях, а также использовать такие сведения в рекламной продукции.

Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет два года с момента регистрации указанной декларации министерством.

В случае изменения сведений, содержащихся в декларации соблюдения обязательных требований, уточненная декларация представляется контролируемым лицом в министерство в течение одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений.

Министерство утверждает методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований. Методические рекомендации размещаются на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет.

В случае, если при проведении обязательного профилактического визита или контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

Контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования не ранее чем по истечении шести месяцев со дня аннулирования предыдущей декларации.

25. Профилактический визит проводится должностным лицом министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а должностное лицо министерства осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Профилактический визит проводится по инициативе министерства (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.

26. Обязательный профилактический визит проводится в порядке, установленном статьей 521 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

27. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в порядке, установленном статьей 522 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

28. При осуществлении государственного экологического контроля проводятся:

а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;

б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.

29. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с прокуратурой Воронежской области.

30. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

31. Государственный экологический контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

а) инспекционный визит;

б) рейдовый осмотр;

в) документарная проверка;

г) выездная проверка;

д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

е) выездное обследование.

32. Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.

33. Инспекционный визит проводится в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) инструментальное обследование;

д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте не может превышать один рабочий день.

34. Рейдовый осмотр проводится в порядке, установленном статьей 71 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) отбор проб (образцов);

ж) инструментальное обследование;

з) испытание;

и) экспертиза.

Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.

35. Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

Проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).

Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. На период с момента направления министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного экологического контроля, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в министерство исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.

36. Выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) отбор проб (образцов);

ж) инструментальное обследование;

з) испытание;

и) экспертиза.

Срок проведения выездной проверки составляет десять рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

37. Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится в порядке, установленном статьей 74 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, министерством могут быть приняты следующие решения:

- решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

- решение об объявлении предостережения.

38. Выездное обследование проводится в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В ходе выездного обследования проводится оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) отбор проб (образцов);

в) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);

г) испытание;

д) экспертиза.

39. Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя и (или) с применением видеозаписи.

Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится должностными лицами министерства при необходимости с привлечением экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и указанных в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Отбор проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления осуществляется в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на экспертизу в экспертную организацию.

40. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.

Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом министерства самостоятельно.

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.

Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной и иной охраняемой законом тайны.

41. Досмотр осуществляется должностным лицом министерства в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.

42. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:

а) введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;

б) административного ареста;

в) избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрета определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.

43. Решения министерства, действия (бездействие) должностных лиц министерства могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 9 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Правом на обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

44. Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) Портала Воронежской области в сети Интернет, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в министерство на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

45. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) должностных лиц министерства рассматривается министром природных ресурсов и экологии Воронежской области.

Жалоба на решение, действия (бездействие) министра природных ресурсов и экологии Воронежской области рассматривается министром природных ресурсов и экологии Воронежской области.

46. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного экологического контроля, имеют право на досудебное обжалование актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений, решений министерства, действий (бездействия) должностных лиц министерства, предусмотренных частью 4 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

47. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) должностных лиц министерства может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на предписание министерства может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен министерством.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.

48. Министр природных ресурсов и экологии Воронежской области в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:

1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства;

2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.

Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.

49. Жалоба должна содержать:

1) наименование министерства, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

3) сведения об обжалуемых решении министерства и (или) действии (бездействии) должностного лица министерства, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;

4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением министерства и (или) действием (бездействием) должностного лица министерства. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

5) требования лица, подавшего жалобу;

6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия или обязательного профилактического визита в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых подается жалоба, в случае подачи жалобы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 4 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

7) учетный номер объекта контроля в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (при обжаловании решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска).

Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц министерства либо членов их семей.

50. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации».

К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Воронежской области, относящаяся к предмету жалобы.

Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Воронежской области направляется министерством лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

51. Министр природных ресурсов и экологии Воронежской области принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, если:

1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

5) ранее в министерство была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц министерства, а также членов их семей;

7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;

8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;

9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений министерства.

52. Министерство при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.

Рассмотрение жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством о защите государственной и иной охраняемой законом тайны.

Министерство должно обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.

53. Жалоба подлежит рассмотрению министром природных ресурсов и экологии Воронежской области в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.

Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.

54. Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы.

Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их министерством, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса.

Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.

Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на министерство.

55. По итогам рассмотрения жалобы министр природных ресурсов и экологии Воронежской области принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение министерства полностью или частично;

3) отменяет решение министерства полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

56. Решение министра природных ресурсов и экологии Воронежской области, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) на Портале Воронежской области в сети Интернет в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.».


 

Приложение N 2

к постановлению Правительства

Воронежской области

от 19 июня 2025 г.N 399

«УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Воронежской области

от 30.09.2021 N 566

 

 

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Воронежской области

 

При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) устанавливаются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:

1. Расхождение данных об объеме и (или) массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещаемых отходов в двух и более видах отчетности (документов), представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в министерство природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее – министерство) за отчетный период:

декларации о воздействии на окружающую среду;

отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды.

2. Выявленное в результате сбора, анализа данных об объектах контроля, проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом увеличение значений показателей нормативов качества окружающей среды (более чем на 5 процентов) на территориях, прилегающих к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты) (для атмосферного воздуха - за границей санитарно-защитной зоны объекта, для почв (земель) - на сопредельной с территорией объекта территории аналогичного целевого назначения и вида использования):

а) нормативов, установленных для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций;

б) нормативов, установленных для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности.

3. Выявленные в результате сбора, анализа данных об объектах контроля факты:

а) отсутствия (более чем на один месяц со дня начала эксплуатации указанных объектов) постановки объектов на учет в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (программно-техническое обеспечение учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ПТО УОНВОС)) и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);

б) отсутствия (более чем на 30 (тридцать) дней со дня государственной регистрации изменений) актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ПТО УОНВОС).».

Постановление Правительства Воронежской области "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 30.09.2021 N 566" от 19.06.2025 N 399