Постановление Правительства Воронежской области от 19.06.2025 N 400 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 30.09.2021 N 567"
Правительство Воронежской области
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 19 июня 2025 г. N 400
г. Воронеж
О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области
от 30.09.2021 N 567
В целях приведения нормативных правовых актов Воронежской области в соответствие действующему законодательству Правительство Воронежской области п о с т а н о в л я е т:
1. Внести в постановление Правительства Воронежской области от 30.09.2021 N 567 «О региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Воронежской области» (в редакции постановлений Правительства Воронежской области от 10.10.2022 N 723, от 18.03.2024 N 173, от 28.12.2024 N 906) следующие изменения:
1.1. Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Воронежской области изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
1.2. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Воронежской области изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Воронежской области Логвинова В.И.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Воронежской области С.Б. Трухачев
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Воронежской области
от 19 июня 2025 г. N 400
«УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Воронежской области
от 30.09.2021 N 567
Положение
о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Воронежской области
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Воронежской области.
2. Предметом регионального государственного геологического контроля (надзора) (далее - геологический надзор) в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах»), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Воронежской области, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Воронежской области, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
Геологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, за исключением требований, являющихся предметом федерального государственного горного надзора в соответствии со статьей 38 Закона «О недрах», в том числе по следующим вопросам:
наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 232 и 236 Закона «О недрах»;
соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 232 и 236 Закона «О недрах», недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона «О недрах», обеспечение ее сохранности;
соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;
достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в Воронежский филиал Федерального государственного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Центральному федеральному округу», фонд геологической информации Воронежской области;
своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами;
сохранность находящихся на участке недр местного значения горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;
сохранность образцов горных пород и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр местного значения;
предотвращение самовольного пользования недрами;
предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;
достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;
приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу;
ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
3. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках геологического надзора, относятся:
проектная документация, предусмотренная статьей 232 Закона «О недрах»;
проектная документация, предусмотренная статьей 236 Закона «О недрах»;
документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона «О недрах»;
план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона «О недрах»;
решение о согласовании строительства объектов капитального строительства, предусмотренное статьей 25 Закона «О недрах».
4. Организация и осуществление геологического надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
5. Геологический надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется министерством природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - министерство).
6. Должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление геологического надзора (далее – должностные лица министерства), являются:
министр природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся главным государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;
заместитель министра природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды;
заместитель министра природных ресурсов и экологии Воронежской области - начальник отдела особо охраняемых природных территорий и экологической экспертизы министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды;
начальник отдела государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся старшим государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;
заместитель начальника отдела государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся старшим государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;
инспектор отдела государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;
ведущий консультант отдела государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды.
7. Должностными лицами министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
министр природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся главным государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;
заместитель министра природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды;
заместитель министра природных ресурсов и экологии Воронежской области - начальник отдела особо охраняемых природных территорий и экологической экспертизы министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды.
8. Объектами геологического надзора являются деятельность контролируемых лиц в области использования и охраны недр в отношении участков недр местного значения, участки недр местного значения, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр на участках недр местного значения (далее - объекты геологического надзора).
9. В рамках осуществления геологического надзора объекты геологического надзора могут быть отнесены к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
а) категория высокого риска;
б) категория значительного риска;
б) категория среднего риска;
в) категория умеренного риска;
г) категория низкого риска.
10. При осуществлении геологического надзора объекты геологического надзора, отнесенные в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленными статьей 42 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», к объектам I, II, III и IV категории, относятся к следующим категориям риска:
а) к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории;
б) к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории;
в) к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.
11. Объекты геологического надзора, которые относятся в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно в случае, если объект размещается:
а) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
б) в водоохраной зоне водных объектов и их частей (в отношении участков недр местного значения, указанных в пунктах 2, 3 части 1 статьи 23 Закона «О недрах»).
12. Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Положения к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического надзора к категории риска:
постановление о назначении административного наказания контролируемому лицу и (или) его должностному лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.2, статьями 7.3, 7.4, 7.10, 8.5, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.11, частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное должностными лицами министерства на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами министерства;
приговор суда, вынесенный за совершение преступлений, предусмотренных статьей 255 Уголовного кодекса Российской Федерации;
решение суда, предусматривающее обязанность контролируемого лица по возмещению вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, либо направленное контролируемому лицу требование о добровольном возмещении такого вреда, которое не признано недействительным.
Объекты геологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Положения к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных настоящим пунктом, и одновременном соблюдении требований законодательства Российской Федерации о недрах.
13. Учет объектов геологического надзора осуществляется путем внесения сведений о таких объектах в информационную систему, созданную в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», не позднее десятого дня со дня поступления таких сведений.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах геологического надзора для целей их учета министерство использует информацию, предоставляемую в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию, в том числе сведения, содержащиеся в государственном реестре работ по геологическому изучению недр, государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензиях на пользование недрами.
14. Отнесение объектов геологического надзора к определенной категории риска осуществляется решением министра (заместителя министра) природных ресурсов и экологии Воронежской области на основании сопоставления их характеристик с критериями, указанными в пунктах 10 - 12 настоящего Положения.
15. Министерство ведет перечень объектов геологического надзора, которым присвоены категории риска.
16. Устанавливаются следующие периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность проведения обязательных профилактических визитов: одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год - для объектов геологического надзора, отнесенных к категории высокого риска.
Обязательные профилактические визиты в отношении объектов геологического надзора, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска, проводятся с периодичностью, установленной Правительством Российской Федерации.
17. В рамках осуществления геологического надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) самообследование;
е) профилактический визит.
18. Должностные лица министерства осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на странице министерства в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (далее - Портал Воронежской области в сети Интернет), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
19. Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится министерством 1 раз в год. Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министерства и размещается на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
20. В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В случае принятия министерством решения об объявлении контролируемому лицу предостережения одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес страницы министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет, позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются следующие сведения (далее - возражение):
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
дата и номер предостережения;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
способ получения ответа.
Возражение направляется в министерство в виде документа на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного с учетом требований, установленных частью 6 статьи 21 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в течение тридцати дней со дня получения контролируемым лицом предостережения. Возражение рассматривается министерством в течение тридцати дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
21. Консультирование осуществляется должностными лицами министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Консультирование осуществляется без взимания платы.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Консультирование осуществляется в виде разъяснения положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках геологического надзора, разъяснения положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления геологического надзора, и порядка обжалования решений министерства, действий (бездействия) должностных лиц министерства.
Дни и часы консультирования на личном приеме устанавливаются министром природных ресурсов и экологии Воронежской области, и такая информация размещается на стенде министерства в доступном для ознакомления месте и на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет.
Контролируемым лицам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением геологического надзора, предоставляется возможность ее получения в порядке очереди. Срок ожидания в очереди не должен превышать 15 минут.
Должностное лицо министерства, осуществляющее консультирование, дает контролируемым лицам устный ответ по существу каждого поставленного вопроса или устное разъяснение, куда и в каком порядке им следует обратиться в случае невозможности представления такого ответа.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не представляется.
Контролируемое лицо вправе направить запрос о представлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
При осуществлении консультирования должностные лица министерства обязаны соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц или их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом министерства.
22. В целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований предусматривается самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований (самообследование). В рамках самообследования также обеспечивается возможность получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов геологического надзора критериям риска.
Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет, и может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений, иных объектов.
Контролируемое лицо должно иметь возможность осуществить самообследование без идентификации пользователя.
Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования, проведенного в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в министерство, которое осуществляет ее регистрацию и размещает на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет. Контролируемое лицо имеет право разместить сведения о зарегистрированной декларации соблюдения обязательных требований на своем сайте в сети Интернет, в принадлежащих ему помещениях, а также использовать такие сведения в рекламной продукции.
Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет два года с момента регистрации указанной декларации министерством.
В случае изменения сведений, содержащихся в декларации соблюдения обязательных требований, уточненная декларация представляется контролируемым лицом в министерство в течение одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений.
Министерство утверждает методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований. Методические рекомендации размещаются на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет.
В случае, если при проведении обязательного профилактического визита или контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования не ранее чем по истечении шести месяцев со дня аннулирования предыдущей декларации.
23. Профилактический визит проводится должностным лицом министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам геологического надзора, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта геологического надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а должностное лицо министерства осуществляет ознакомление с объектом геологического надзора, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов геологического надзора к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Профилактический визит проводится по инициативе министерства (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
Обязательный профилактический визит проводится в порядке, установленном статьей 521 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в порядке, установленном статьей 522 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
24. В рамках осуществления геологического надзора взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
25. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
26. Инспекционный визит проводится в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В ходе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта геологического надзора.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте геологического надзора не может превышать один рабочий день.
27. Рейдовый осмотр проводится в порядке, установленном статьей 71 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В ходе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
28. Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В ходе документарной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. На период с момента направления министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у министерства документах и (или) полученным при осуществлении геологического надзора, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в министерство исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.
29. Выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В ходе выездной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
Срок проведения выездной проверки составляет десять рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
30. Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится в порядке, установленном статьей 74 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, министерством могут быть приняты следующие решения:
- решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- решение об объявлении предостережения.
31. Выездное обследование проводится в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектах геологического надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) отбор проб (образцов);
в) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
г) испытание;
д) экспертиза.
32. Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом министерства, его проводящим, или экспертом (специалистом), привлеченным к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение метода отбора пробы (образца), подготовка или обработка проб (образцов) вещества, материала или продукции с целью получения требуемой пробы (образца);
отбор пробы (образца) и ее упаковка.
Отбор проб (образцов) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего инструментального обследования, испытания, экспертизы.
По результатам отбора проб (образцов) составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются:
дата и место составления протокола;
должность, фамилия и инициалы должностного лица министерства, эксперта или специалиста, составивших протокол;
сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов);
использованные методики отбора проб (образцов);
иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
Протокол (акт) отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
Отбор проб (образцов) продукции (товаров) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи.
33. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, назначения административного наказания индивидуальному предпринимателю, гражданину в виде административного ареста, избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления индивидуального предпринимателя, гражданина меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрета определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста, наличия обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия, заболевания, связанного с утратой трудоспособности, отпуска (при представлении подтверждающих документов).
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в министерство.
34. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
35. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования для фиксации должностными лицами министерства и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований используются фотосъемка и (или) аудио- и видеозапись. Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной и иной охраняемой тайны.
36. Досмотр осуществляется должностным лицом министерства в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случае наличия у министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
37. Решения министерства, действия (бездействие) должностных лиц министерства могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 9 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Правом на обжалование решений министерства, действий (бездействия) должностных лиц министерства обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
38. Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) Портала Воронежской области в сети Интернет, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в министерство на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
39. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) должностных лиц министерства рассматривается министром природных ресурсов и экологии Воронежской области.
Жалоба на решение, действия (бездействие) министра природных ресурсов и экологии Воронежской области рассматривается министром природных ресурсов и экологии Воронежской области.
40. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления геологического надзора, имеют право на досудебное обжалование актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений, решений министерства, действий (бездействия) должностных лиц министерства, предусмотренных частью 4 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
41. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) должностных лиц министерства может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание министерства может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен министерством.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.
42. Министр природных ресурсов и экологии Воронежской области в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.
Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
43. Жалоба должна содержать:
1) наименование министерства, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решении министерства и (или) действии (бездействии) должностного лица министерства, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением министерства и (или) действием (бездействием) должностного лица министерства. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
5) требования лица, подавшего жалобу;
6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия или обязательного профилактического визита в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых подается жалоба, в случае подачи жалобы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 – 3 части 4 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
7) учетный номер объекта геологического надзора в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (при обжаловании решения об отнесении объекта геологического надзора к соответствующей категории риска).
Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц министерства либо членов их семей.
44. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации».
К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Воронежской области, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Воронежской области направляется министерством лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
45. Министр природных ресурсов и экологии Воронежской области принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в министерство была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц министерства, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений министерства.
46. Министерство при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
Рассмотрение жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством о защите государственной и иной охраняемой законом тайны.
Министерство должно обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.
47. Жалоба подлежит рассмотрению министром природных ресурсов и экологии Воронежской области в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.
Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов геологического надзора к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.
48. Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы.
Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их министерством, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса.
Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
49. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на министерство.
50. По итогам рассмотрения жалобы министр природных ресурсов и экологии Воронежской области принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение министерства полностью или частично;
3) отменяет решение министерства полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение министра природных ресурсов и экологии Воронежской области, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) на Портале Воронежской области в сети Интернет в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.».
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Воронежской области
от 19 июня 2025 г. N 400
«УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Воронежской области
от 30.09.2021 N 567
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Воронежской области
1. Наличие у министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - министерство) информации, полученной в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из обращений граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, о наличии горнодобывающего оборудования и горной техники, используемых в деятельности по добыче полезных ископаемых, а также иной специализированной техники, предназначенной для перемещения грунта на земельном участке в границах участка недр местного значения, предоставленного в пользование контролируемому лицу для осуществления геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на пользование недрами, в отсутствие информации о наличии согласованного технического проекта разработки месторождения полезного ископаемого и утвержденного заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, подтверждающих постановку запасов полезных ископаемых и подземных вод на государственный баланс запасов полезных ископаемых, а также в отсутствие утвержденного в установленном порядке ежегодного плана развития горных работ.
2. Наличие у министерства сведений об отсутствии на территории в границах участка недр объектов капитального строительства, оборудования, горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, необходимых для ведения работ в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основании статьи 232 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», проектной документацией, после наступления срока начала осуществления разведки месторождений полезных ископаемых, срока ввода месторождения полезных ископаемых в разработку (эксплуатацию), срока начала строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) указанной проектной документацией, выявленное министерством на основании информации, поступившей на рассмотрение в министерство и зарегистрированной в системе документооборота и (или) полученной при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
3. Расхождение более чем на 30 % по сравнению с предыдущим отчетным периодом данных отчетности и иной информации, представление которой контролируемым лицом в министерство является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами, выявленное при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, анализе данных федеральной государственной информационной системы «Автоматизированная система лицензирования недропользования», поступлении сведений от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, обращений граждан и организаций, сообщений средств массовой информации.».