Постановление Правительства Воронежской области от 19.06.2025 N 401 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 30.09.2021 N 568"
Правительство Воронежской области
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 19 июня 2025 г. N 401
г. Воронеж
О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области
от 30.09.2021 N 568
В целях приведения нормативных правовых актов Воронежской области в соответствие действующему законодательству Правительство Воронежской области п о с т а н о в л я е т:
1. Внести в постановление Правительства Воронежской области от 30.09.2021 N 568 «О региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Воронежской области» (в редакции постановлений Правительства Воронежской области от 20.07.2022 N 504, от 10.10.2022 N 723, от 18.03.2024 N 173, от 28.12.2024 N 906) следующие изменения:
1.1. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Воронежской области изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
1.2. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Воронежской области изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Воронежской области Логвинова В.И.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Воронежской области С.Б. Трухачев
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Воронежской области
от 19 июня 2025 г. N 401
«УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Воронежской области
от 30.09.2021 N 568
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области
охраны и использования особо охраняемых природных территорий Воронежской области
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Воронежской области (далее - государственный надзор).
2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях Воронежской области (далее - особо охраняемые природные территории) и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Воронежской области в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий;
соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, предоставляющими услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на территории особо охраняемой природной территории, требований в части наличия соответствующей аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников при сопровождении ими туристов (экскурсантов), сопровождения туристов (экскурсантов) инструктором-проводником при посещении (прохождении) туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, указанных в части первой статьи 193 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») и Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
4. Государственный надзор осуществляется:
- министерством природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - министерство) на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением государственных учреждений Воронежской области;
- бюджетным учреждением Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий» в отношении управляемых им особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон;
- бюджетным учреждением Воронежской области «Ломовской природный ландшафтный парк» в отношении управляемых им особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон.
5. Должностными лицами министерства, бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий» и бюджетного учреждения Воронежской области «Ломовской природный ландшафтный парк», уполномоченными на осуществление государственного надзора, являются:
министр природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся главным государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;
заместитель министра природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды;
заместитель министра природных ресурсов и экологии Воронежской области - начальник отдела особо охраняемых природных территорий и экологической экспертизы, одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды;
начальник отдела государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся старшим государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;
заместитель начальника отдела государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся старшим государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;
инспектор отдела государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;
ведущий консультант отдела государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;
директор бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий», одновременно по должности являющийся главным государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся под управлением бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий»;
главный инженер бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий», одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся под управлением бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий»;
начальник отдела особо охраняемых природных территорий бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий», одновременно по должности являющийся старшим государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся под управлением бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий»;
инженер по охране окружающей среды (эколог) бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий», одновременно по должности являющийся государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся под управлением бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий»;
инженер-лесопатолог бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий», одновременно по должности являющийся государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся под управлением бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий»;
директор бюджетного учреждения Воронежской области «Ломовской природный ландшафтный парк», одновременно по должности являющийся главным государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды на территории Ломовского природного ландшафтного парка;
заместитель директора бюджетного учреждения Воронежской области «Ломовской природный ландшафтный парк», одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды на территории Ломовского природного ландшафтного парка;
начальник отдела развития парка и экологического просвещения бюджетного учреждения Воронежской области «Ломовской природный ландшафтный парк», одновременно по должности являющийся старшим государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды на территории Ломовского природного ландшафтного парка.
6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
министр природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся главным государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды;
заместитель министра природных ресурсов и экологии Воронежской области, одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды;
заместитель министра природных ресурсов и экологии Воронежской области - начальник отдела особо охраняемых природных территорий и экологической экспертизы, одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды;
директор бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий», одновременно по должности являющийся главным государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся под управлением бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий»;
директор бюджетного учреждения Воронежской области «Ломовской природный ландшафтный парк», одновременно по должности являющийся главным государственным инспектором Воронежской области в области охраны окружающей среды на территории Ломовского природного ландшафтного парка;
главный инженер бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий», одновременно по должности являющийся заместителем главного государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды в границах особо охраняемых природных территорий, находящихся под управлением бюджетного учреждения Воронежской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий».
7. Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий наряду с правами, установленными Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в пределах установленной компетенции имеют право производить в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан.
8. Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленными Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в пределах установленной компетенции имеют право:
изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;
направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещения объекта капитального строительства;
предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам особо охраняемых природных территорий вследствие нарушений установленного режима особо охраняемых природных территорий;
задерживать в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.
9. Под орудиями незаконного природопользования понимаются предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира или для иных способов незаконного природопользования, под продукцией незаконного природопользования понимаются животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов гражданами и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд).
10. К объектам государственного надзора относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
Учет объектов государственного надзора осуществляется при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.
11. В рамках осуществления государственного надзора объект государственного надзора может быть отнесен к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – категории риска):
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
12. Объекты государственного надзора относятся к следующим категориям риска:
а) категория значительного риска - деятельность граждан и организаций в границах государственных природных заказников, памятников природы;
б) категория среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах:
природных парков;
дендрологических парков и ботанических садов;
в) категория умеренного риска - деятельность граждан и организаций в границах охранных зон памятников природы;
г) категория низкого риска - деятельность граждан и организаций в границах охранных зон природных парков.
13. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска, подлежат отнесению к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска:
а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанными в части 1 статьи 23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное должностными лицами министерства или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами министерства;
б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя или гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 250, 251, 254 - 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.
14. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с подпунктом «а» пункта 13 настоящего Положения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
15. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска, умеренного риска, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 13 настоящего Положения, и одновременном соблюдении требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и в области охраны окружающей среды.
16. Устанавливаются следующие периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность проведения обязательных профилактических визитов: одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год - для объектов государственного надзора, отнесенных к категории высокого риска.
Обязательные профилактические визиты в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска, проводятся с периодичностью, установленной Правительством Российской Федерации.
17. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) самообследование;
е) профилактический визит.
18. Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится министерством 1 раз в год. Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министерства и размещается на странице министерства в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (далее - Портал Воронежской области в сети Интернет) до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
19. В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В случае принятия министерством решения об объявлении контролируемому лицу предостережения одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес страницы министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет, позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований.
20. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать возражение в отношении предостережения, в котором указываются следующие сведения (далее - возражение):
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
дата и номер предостережения;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
способ получения ответа.
Возражение направляется в министерство в виде документа на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного с учетом требований, установленных частью 6 статьи 21 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в течение 30 дней со дня получения контролируемым лицом предостережения. Возражение рассматривается министерством в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
21. Консультирование осуществляется должностными лицами министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме в сроки, определенные министром природных ресурсов и экологии Воронежской области, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио-, видеозапись.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Консультирование (в том числе в письменной форме) осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий.
В случае если контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования, консультирование осуществляется министерством в письменной форме.
При консультировании в письменной форме должны соблюдаться требования, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом министерства.
22. В целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований предусматривается самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований (самообследование).
Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет, и может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений, иных объектов.
Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования, проведенного в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в министерство, которое осуществляет ее регистрацию и размещает на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет.
Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет 2 года с момента регистрации указанной декларации министерством.
В случае изменения сведений, содержащихся в декларации соблюдения обязательных требований, уточненная декларация представляется контролируемым лицом в министерство в течение 1 месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений.
Министерство утверждает методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований. Методические рекомендации размещаются на странице министерства на Портале Воронежской области в сети Интернет.
В случае, если при проведении обязательного профилактического визита или контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. Контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня аннулирования предыдущей декларации.
23. Профилактический визит проводится по инициативе министерства (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
Обязательный профилактический визит проводится в порядке, установленном статьей 521 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в порядке, установленном статьей 522 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
24. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
е) выездное обследование;
ж) контрольная закупка (в части требований, предусмотренных абзацем пятым пункта 2 настоящего Положения).
25. Инспекционный визит проводится в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного надзора.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте не может превышать 1 рабочий день.
26. Рейдовый осмотр проводится в порядке, установленном статьей 71 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
27. Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. На период с момента направления министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в министерство исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.
28. Выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
29. Выездное обследование проводится в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) отбор проб (образцов);
в) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
г) испытание;
д) экспертиза.
30. Контрольная закупка проводится в порядке, установленном статьей 67 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В ходе контрольной закупки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) эксперимент.
31. Государственный надзор в отношении транспортных средств, деятельности и действий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан может также осуществляться в рамках постоянного рейда в соответствии со статьей 971 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и настоящим Положением.
Территориями осуществления постоянного рейда являются земельные участки и (или) водные объекты, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон (далее - территория постоянного рейда).
В решении министерства указываются перечень территорий постоянного рейда, а также государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, уполномоченные на проведение постоянного рейда на территориях постоянного рейда.
Пункты контроля при осуществлении постоянного рейда не устанавливаются.
Постоянный рейд заключается в возможности перемещения государственного инспектора в области охраны окружающей среды по территории постоянного рейда в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований.
При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве или у контролируемого лица;
д) инструментальное обследование.
При осуществлении постоянного рейда время взаимодействия государственного инспектора в области охраны окружающей среды с одним контролируемым лицом не может составлять более 30 минут (в данный период времени не включается оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия).
32. Досмотр осуществляется должностным лицом в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
33. Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом, его проводящим, или экспертом (специалистом), привлеченным к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение метода отбора проб (образцов), подготовка или обработка проб (образцов) вещества, материала или продукции в целях получения требуемых проб (образцов);
отбор проб (образцов) и их упаковка.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего исследования, испытания, экспертизы.
Непосредственно после отбора проб (образцов) на месте должностным лицом, проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются:
номер, дата и место составления протокола;
порядковый номер каждой пробы (образца) (если их отобрано более 2 проб);
наименование продукции, предмета, проба (образец) которых отобрана;
сорт или категория продукции (при их наличии);
дата изготовления продукции (при наличии);
наименование и место нахождения изготовителя (предприятия, название судна) или отправителя и страны (при наличии);
дата и место отбора пробы;
методика отбора проб (образцов);
номер партии (при его наличии);
объем или масса партии;
номер ассортиментного знака и (или) изготовителя продукции (при их наличии);
номер единицы тары, из которой отобрана проба;
масса, объем или число проб;
срок и условия хранения пробы до испытаний;
цель направления пробы;
название и адрес юридического лица (поставщика, приемщика или органа контроля), по поручению которого проводится отбор проб или выборок;
фамилии, инициалы и должности лиц, отобравших пробу и составивших протокол;
сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствующих (при наличии) при отборе проб (образцов);
иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
Отобранные пробы (образцы) прилагаются к протоколу отбора проб (образцов).
Протокол отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи.
Отбор проб (образцов) производится с использованием ручного инструмента без изъятия или ухудшения качественных характеристик предметов, подвергнутых отбору проб (образцов).
Предельный вес проб (образцов) составляет 10 килограммов.
34. Эксперимент проводится путем создания инспектором в области охраны окружающей среды тест-ситуации, предусматривающей заключение с контролируемым лицом договора об оказании услуг экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком, предусмотренного Правилами оказания услуг экскурсовода (гида) и гида-переводчика, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2022 N 992 «Об утверждении Правил оказания услуг экскурсовода (гида) и гида-переводчика», либо договора об оказании услуг инструктора-проводника, предусмотренного Правилами оказания услуг инструктора-проводника, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2024 N 761 «Об утверждении Правил оказания услуг инструктора-проводника».
Эксперимент проводится только государственным инспектором в области охраны окружающей среды по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор» непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
35. Индивидуальный предприниматель или гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, а также в случае применения к такому контролируемому лицу административного ареста и избрания в отношении его меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя или гражданина.
36. Для фиксации должностным лицом, указанным в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований (в случае нарушения режима особо охраняемой природной территории, особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, режима охранных зон особо охраняемых природных территорий) используются фотосъемка и (или) аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, имеют право пользоваться средствами аудио- и видеозаписи, фотоаппаратами, осуществлять аудиозапись, фото- и видеосъемку, кроме объектов и документов, отнесенных к государственной и иной охраняемой законом тайне.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно (с уведомлением в начале записи и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи). В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись или иные способы фиксации доказательств, то об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной и иной охраняемой законом тайны.
37. Решения министерства, действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 9 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Правом на обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
38. Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) Портала Воронежской области в сети Интернет, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в министерство на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
39. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) должностных лиц рассматривается министром природных ресурсов и экологии Воронежской области.
Жалоба на решение, действия (бездействие) министра природных ресурсов и экологии Воронежской области рассматривается министром природных ресурсов и экологии Воронежской области.
40. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений, решений министерства, действий (бездействия) должностных лиц министерства, предусмотренных частью 4 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
41. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) должностного лица министерства может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание министерства может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен министерством.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.
42. Министр природных ресурсов и экологии Воронежской области в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.
Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.
43. Жалоба должна содержать:
1) наименование министерства, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решении министерства и (или) действии (бездействии) должностного лица министерства, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением министерства и (или) действием (бездействием) должностных лиц министерства. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
5) требования лица, подавшего жалобу;
6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия или обязательного профилактического визита в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых подается жалоба, в случае подачи жалобы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 4 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
7) учетный номер объекта государственного надзора в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (при обжаловании решения об отнесении объекта государственного надзора к соответствующей категории риска).
Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц министерства либо членов их семей.
44. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации».
45. К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Воронежской области, относящаяся к предмету жалобы.
Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Воронежской области направляется министерством лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
46. Министр природных ресурсов и экологии Воронежской области принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в министерство была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц министерства, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений министерства.
47. Министерство при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
Рассмотрение жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством о защите государственной и иной охраняемой законом тайны.
Министерство должно обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.
48. Жалоба подлежит рассмотрению министром природных ресурсов и экологии Воронежской области в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.
Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов государственного надзора к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более 5 рабочих дней.
49. Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы.
Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.
Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их министерством, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.
Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
50. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
51. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на министерство.
52. По итогам рассмотрения жалобы министр природных ресурсов и экологии Воронежской области принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение министерства полностью или частично;
3) отменяет решение министерства полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
53. Решение министра природных ресурсов и экологии Воронежской области, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) на Портале Воронежской области в сети Интернет в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.».
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Воронежской области
от 19 июня 2025 г. N 401
«УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Воронежской области
от 30.09.2021 N 568
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Воронежской области
1. Сокращение в течение трех предшествующих лет более чем на 20 процентов численности вида редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и (или) животных на земельных (лесных) участках, расположенных в границах особо охраняемой природной территории Воронежской области и (или) в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории Воронежской области, по информации, полученной от контрольных (надзорных) органов, хозяйствующих субъектов.
2. Наличие у министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - министерство) информации, полученной в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из обращений граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, о нахождении на особо охраняемой природной территории Воронежской области материалов, предметов, устройств, технических, транспортных либо самоходных средств, использование которых не отвечает целям и задачам создания особо охраняемой природной территории.
3. Выявленное в результате сбора, анализа данных об объектах контроля, проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом увеличение значений показателей нормативов качества окружающей среды (более чем на 5 процентов) на территориях, прилегающих к особо охраняемым природным территориям Воронежской области:
а) нормативов, установленных для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций;
б) нормативов, установленных для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности.».