Постановление Правительства Воронежской области от 27.11.2025 N 744 "Об основных направлениях государственной долговой политики Воронежской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
Правительство Воронежской области
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 27 ноября 2025 N 744
г. Воронеж
Об основных направлениях
государственной долговой
политики Воронежской области
на 2026 год и на плановый
период 2027 и 2028 годов
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Воронежской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Воронежской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2026 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор
Воронежской области А.В. Гусев
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Воронежской области
от 27 ноября 2025 г. N 744
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2026 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2027 и 2028 ГОДОВ
1. Общие положения
Основные направления государственной долговой политики Воронежской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов (далее - долговая политика) сформированы на основе приоритетов, определенных:
- Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утвержден Президентом Российской Федерации 30.03.2024 N Пр-616);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227 «Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года N 1190 «Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2023 года N 525 «Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12(1) Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2025 года N 48 «Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2025 года N 79 «Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам»;
- постановлением Правительства Воронежской области от 25 декабря 2013 года N 1163 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Управление государственными финансами, создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов муниципальных образований Воронежской области»;
- постановлением Правительства Воронежской области от 29 декабря 2018 года N 1242 «О плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года».
2. Итоги реализации долговой политики
Цели и задачи долговой политики, утвержденные Правительством Воронежской области на 2024-2025 годы, выполнены.
Параметры государственного долга Воронежской области (далее - государственный долг) и расходов на его обслуживание соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2025 года государственный долг составил 28 млрд 404,4 млн рублей. Отношение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (далее соответственно - уровень государственного долга, долговая нагрузка) по состоянию на 1 января 2025 года составило 14,4 процента, что не превысило предельных значений (32 процента), установленных постановлением Правительства Воронежской области от 29 декабря 2018 года N 1242 «О плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года».
Таблица
Основные показатели долговой нагрузки на бюджет за 2021 - 2025 годы
N п/п | Наименование показателя | Годы | ||||
2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 (оценка) | ||
1 | Дефицит (-), профицит (+) областного бюджета, млн рублей | +19242,0 | +269,6 | +5051,5 | +1026,9 | -29395,4 |
2 | Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | - | - | - | - | 16,31 |
3 | Объем государственного долга, млн рублей | 16791,0 | 20884,0 | 27813,8 | 28404,4 | 25965,0 |
4 | Объем государственного долга по рыночным заимствованиям, млн рублей | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | Отношение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | 15 | 16 | 19 | 17 | 14 |
6 | Отношение объема государственного долга по рыночным заимствованиям к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | Расходы на обслуживание государственного долга, млн рублей | 17,9 | 50,2 | 157,6 | 306,8 | 329,6 |
1 С учетом снижения остатков средств на счетах (в соответствии со статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) – 0 %.
По итогам 2024 года произошло увеличение объема государственного долга за счет участия региона в реализации комплекса разработанных Правительством Российской Федерации мер экономической поддержки регионов, направленных на развитие инфраструктуры за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурные бюджетные кредиты) на срок до 15 лет под процентную ставку 3 процента годовых.
Кредиты от кредитных организаций (далее - рыночный долг) в 2024 году не привлекались, долговые обязательства по рыночному долгу полностью отсутствовали.
Обслуживание долговых обязательств области осуществлялось в установленные сроки и в полном объеме.
Структура государственного долга состояла только из задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета. Это долгосрочные кредиты для инфраструктурного развития региона и реструктурированные бюджетные кредиты, из которых две трети задолженности подлежат списанию.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.07.2025 N 1968-р Воронежской области списана задолженность по бюджетным кредитам на сумму 2,6 млрд рублей.
В 2025 году приоритеты долговой политики сохраняются. Условия, установленные дополнительными соглашениями о реструктуризации, соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством, выполняются. В 2025 году продолжается привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов, погашение которых должно быть в полной мере обеспечено за счет бюджетных эффектов от реализации инфраструктурных проектов.
По итогам 2025 года долговая нагрузка на бюджет ожидается на уровне 14 процентов. В соответствии с оценкой долговой устойчивости, проведенной в 2025 году Министерством финансов Российской Федерации с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227 «Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации», Воронежская область отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
3. Основные факторы, определяющие характер
и направления долговой политики
Долговая политика является производной от бюджетной политики Воронежской области и определяется текущими особенностями развития экономики Воронежской области и Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Основным фактором, определяющим долговую политику в 2026-2028 годах, остается соблюдение условий, установленных дополнительными соглашениями о реструктуризации, соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством.
Данными соглашениями (дополнительными соглашениями) установлены следующие условия:
- ограничение общего объема государственного долга субъекта Российской Федерации и муниципального долга по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на уровне не более 25 процентов общего объема доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений за 2025-2039 годы соответственно;
- ограничение объема дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на уровне не более 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. При расчете показателей дефицита бюджета субъекта Российской Федерации учитываются возможности его превышения, установленные федеральными законами, регулирующими бюджетные правоотношения;
- возможность привлечения в бюджет субъекта Российской Федерации кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 3,5 процента годовых;
- достижение значений показателей реализации и соблюдение графиков реализации отобранных (одобренных) инфраструктурных проектов (мероприятий), предусмотренных приложениями к соглашению о реализации инфраструктурных проектов (мероприятий), заключаемому с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Другим фактором, определяющим долговую политику, является поддержание Воронежской областью высокого уровня долговой устойчивости по показателям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227 «Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации»:
- объем государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений;
- доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга субъекта Российской Федерации.
Также важным фактором, определяющим долговую политику, является обеспечение списания двух третей задолженности (по состоянию на 1 марта 2024 года) по отдельным бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, при условии целевого направления высвобождаемых средств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2025 года N 79 «Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам».
3. Цели и задачи долговой политики
Целью долговой политики является обеспечение потребностей в заемном финансировании, своевременном исполнении долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры государственного долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения Воронежской областью обязательств по его погашению и обслуживанию, позволяющем при этом решать задачи по достижению целей, поставленных в посланиях и указах Президента Российской Федерации.
На 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов данная цель долговой политики будет достигаться через решение следующих задач:
- формирование показателей долговой устойчивости Воронежской области на уровне, обеспечивающем отнесение субъекта к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
- исполнение долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;
- поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение;
- оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам заимствований, обеспечение равномерной долговой нагрузки, связанной с погашением долговых обязательств;
- минимизация расходов на обслуживание государственного долга;
- обеспечение целевого направления высвобождаемых средств и выполнения условий, установленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2025 года N 79 «Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам»;
- обеспечение выполнения обязательств, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года N 1190 «Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов», от 25 января 2025 года N 48 «Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата», от 31 марта 2023 года N 525 «Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12(1) Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».
5. Инструменты реализации долговой политики
Результаты планирования государственного долга отражаются в программах государственных внутренних заимствований Воронежской области и государственных гарантий Воронежской области, утверждаемых законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
На 2026-2028 годы запланирован дефицит областного бюджета: на 2026 год в сумме 9 776,6 млн рублей, на 2027 год – 9 831,7 млн рублей, на 2028 год – 8 425,0 млн рублей. В составе источников финансирования дефицита областного бюджета предусмотрено изменение остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета в сумме до 10 000,0 млн рублей ежегодно.
В 2026-2028 годах будет продолжено взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством по вопросам привлечения бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации Воронежской области одобрены лимиты бюджетных кредитов, предоставляемых на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – лимиты):
- в рамках проектов, отобранных в 2021-2024 годах, лимит составляет 11266,7 млн рублей, в том числе на 2022 год - 2395,0 млн рублей, на 2023 год - 4272,3 млн рублей, на 2024 год - 2443,6 млн рублей, на 2025 год – 1437,8 млн рублей, на 2026 год – 718,0 млн рублей;
- в рамках проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отобранных в 2025 году, лимит составляет 2 462,0 млн рублей, в том числе на 2025 год – 841,6 млн рублей, на 2026 год – 241,6 млн рублей, на 2027 год – 868,4 млн рублей, на 2028-2030 годы – 510,4 млн рублей;
- в рамках проектов конкурсного отбора 2025 года лимит составляет 1 524,4 млн рублей, в том числе на 2026 год – 609,8 млн рублей, на 2027 год – 914,6 млн рублей.
Особое внимание необходимо уделить списанию двух третей задолженности Воронежской области перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, в части целевого направления высвобождающихся средств.
Для поддержания текущей ликвидности областного бюджета предусматривается привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в Управлении Федерального казначейства по Воронежской области под процентную ставку 0,1 процента годовых на условиях, установленных действующим законодательством.
Информация о проводимой долговой политике является открытой и общедоступной. Соответствующие сведения предоставляются в различных формах, в том числе на тематической странице министерства финансов Воронежской области в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет». Раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике является важным элементом формирования благоприятной кредитной истории Воронежской области.
6. Анализ рисков для бюджета, возникающихв процессе управления государственным долгом
Основными рисками, возникающими в процессе управления государственным долгом, являются:
1. Риск рефинансирования - вероятность невозможности осуществить на приемлемых условиях новые заимствования для погашения долговых обязательств в установленные сроки.
В целях снижения риска рефинансирования долга на постоянной основе осуществляется мониторинг конъюнктуры долгового рынка. Структура государственного долга формируется с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований.
2. Процентный риск - вероятность увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок по рыночным заимствованиям.
Привлечение рыночных заимствований не планируется.
3. Операционный риск - вероятность возникновения дополнительных затрат из-за нарушения ответственными исполнителями бюджетного законодательства, условий государственных контрактов и соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством и Управлением Федерального казначейства по Воронежской области, а также сбоев или отказа используемых автоматизированных информационных систем.
Указанные риски должны снижаться путем обеспечения системы постоянного контроля за соблюдением установленных процедур, регламентов деятельности, обеспечения информационной безопасности, применения программ, оборудования, предупреждающих о возможных проблемах и отклонениях.
В результате привлечения бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (мероприятий) за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета может возникнуть риск доначисления процентных платежей с 3 до 6 процентов годовых в случае недостижения регионом значений показателей реализации отобранных (одобренных) инфраструктурных проектов (мероприятий) в соответствии с Правилами предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2025 года N 48 «Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата».
По оценке Министерства финансов Российской Федерации, состояние долговой устойчивости Воронежской области свидетельствует о низком уровне рисков.
7. Иные положения в соответствии с правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения
Достижение цели и реализация задач долговой политики осуществляются путем выполнения Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Воронежской области на период до 2034 года, утвержденного распоряжением Правительства Воронежской области от 20 февраля 2018 года N 136-р, включающего мероприятия по оптимизации расходов, росту доходов бюджета Воронежской области и сокращению государственного долга.
Формирование областного бюджета осуществляется в рамках утвержденных мероприятий. При исполнении областного бюджета будет осуществляться анализ использования бюджетных ассигнований получателями средств областного бюджета в целях своевременного принятия решений о перераспределении или сокращении расходов, потребность в которых отсутствует.
Решению задач долговой политики будет способствовать также последовательное, постоянное и эффективное взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством. Реализация основных направлений долговой политики позволит сохранить бюджетную и долговую устойчивость областного бюджета, выполнить принятые обязательства и условия соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности, а также реализовать новые механизмы «инфраструктурного меню».
Таким образом, в 2026-2028 годах долговая политика сохранит тенденции эффективного управления государственным долгом.
1 С учетом снижения остатков средств на счетах (в соответствии со статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) – 0 %.
