Закон Воронежской области от 06.10.2011 N 132-ОЗ "О первом рабочем дне выпускников и трудовом наставничестве"
6 октября 2011 года | N 132-ОЗ |
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О ПЕРВОМ РАБОЧЕМ ДНЕ ВЫПУСКНИКОВ
И ТРУДОВОМ НАСТАВНИЧЕСТВЕ
Принят областной Думой
29 сентября 2011 года
Настоящий Закон Воронежской области устанавливает правовые основы деятельности по трудовому наставничеству на территории Воронежской области, определяет цели, задачи, порядок реализации института трудового наставничества, способствует реализации конституционного права граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду.
Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона Воронежской области
Настоящий Закон Воронежской области регулирует отношения в сфере трудового наставничества на территории Воронежской области.
Статья 2. Правовая основа регулирования отношений в сфере трудового наставничества
Правовой основой регулирования отношений в сфере трудового наставничества является Трудовой кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон Воронежской области и иные нормативные правовые акты Воронежской области.
Статья 3. Цели и задачи настоящего Закона Воронежской области
1. Целью настоящего Закона Воронежской области является создание условий для обеспечения развития института трудового наставничества, совершенствования процесса профессиональной и социальной адаптации вновь принимаемых работников, закрепления и стабилизации кадрового состава в организациях-работодателях на территории Воронежской области.
2. Настоящий Закон Воронежской области направлен на решение следующих задач:
1) создание нормативной правовой базы в сфере регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления трудового наставничества на территории Воронежской области;
2) стимулирование развития трудового наставничества в организациях-работодателях на территории Воронежской области;
3) ускорение профессиональной и социальной адаптации вновь принимаемых работников;
4) привитие практических навыков работникам в трудовой деятельности;
5) формирование квалифицированного кадрового состава и его стабилизация в организациях-работодателях на территории Воронежской области.
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Воронежской области
Для целей настоящего Закона Воронежской области используются следующие понятия:
организация-работодатель - организация, зарегистрированная в соответствии с действующим законодательством на территории Воронежской области;
трудовое наставничество (далее - наставничество) - форма профессионального обучения работников, вновь принятых на работу или переведенных на другую работу, если выполнение трудовых обязанностей требует расширения или освоения новых профессиональных знаний, овладения новыми практическими навыками;
наставник - работник организации, имеющий профессиональное образование и (или) опыт работы, высокие показатели в исполнении трудовых функций;
обучаемый - работник, в том числе выпускник образовательной организации, вновь принятый на работу или переведенный на другую работу, выполнение трудовых обязанностей по которой требует расширения или освоения новых профессиональных знаний, овладения новыми практическими навыками.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Воронежской области в сфере наставничества
1. Полномочия Воронежской областной Думы в сфере наставничества на территории Воронежской области:
1) принятие законов Воронежской области в сфере наставничества;
2) осуществление контроля за исполнением законов Воронежской области в сфере наставничества.
2. Полномочия правительства Воронежской области в сфере наставничества на территории Воронежской области:
1) реализация государственной (областной) политики, стимулирующей развитие наставничества;
2) утверждение государственной программы Воронежской области, предусматривающей мероприятия в сфере наставничества;
3) определение исполнительного органа государственной власти Воронежской области, уполномоченного в сфере наставничества (далее - уполномоченный орган).
3. Полномочия уполномоченного органа в сфере наставничества на территории Воронежской области:
1) разработка мер по реализации государственной (областной) политики, стимулирующей развитие наставничества;
2) координация деятельности организаций-работодателей на территории Воронежской области в сфере наставничества;
3) создание единой информационной базы в сфере наставничества;
4) осуществление мониторинга применения в организациях-работодателях наставничества на территории Воронежской области;
5) утратил силу. - Закон Воронежской области от 04.12.2019 N 149-ОЗ.
6) разработка государственной программы Воронежской области, предусматривающей мероприятия в сфере наставничества;
7) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Воронежской области.
Статья 6. Порядок организации работы по наставничеству
1. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня профессиональной подготовки обучаемого, его индивидуальных способностей к накоплению и обновлению профессионального опыта, установленного испытательного срока.
2. Утверждение работника с его согласия в качестве наставника конкретного обучаемого производится локальным актом организации-работодателя о приеме (переводе) на работу работника (обучаемого) с указанием срока наставничества.
3. Наставник осуществляет наставничество в отношении не более чем трех обучаемых одновременно.
4. Замена наставника может производиться в следующих случаях:
- расторжения трудового договора с наставником;
- перевода наставника или обучаемого на иную должность или к другому работодателю;
- неисполнения наставником своих обязанностей;
- по просьбе наставника или обучаемого.
5. Работнику за выполнение работ по наставничеству устанавливается доплата в размере, определяемом локальным актом организации-работодателя.
Статья 7. Права и обязанности наставника и обучаемого
1. Наставник имеет право:
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством;
- вносить предложения работодателю о поощрении обучаемого или о привлечении обучаемого к дисциплинарной ответственности;
- обращаться к работодателю с мотивированным заявлением о сложении с него обязанностей наставника в отношении конкретного обучаемого по причинам личного характера или успешного овладения обучаемым необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками;
- на оплату за выполнение работ по наставничеству.
2. Наставник обязан:
- ознакомить обучаемого с нормативными правовыми актами, технологической документацией, учебно-методическими и иными документами, регламентирующими его трудовую деятельность;
- разработать и представить на утверждение работодателю индивидуальный план обучения;
- привлекать обучаемого к участию в проводимых собраниях, совещаниях и иных мероприятиях;
- оказывать методическую и практическую помощь обучаемому в приобретении навыков для выполнения трудовых обязанностей, осуществлять контроль его трудовой деятельности, своевременно выявлять допущенные ошибки и недостатки в работе и совместно с обучаемым принимать меры к их устранению;
- всесторонне изучать деловые качества обучаемого, его отношение к выполнению трудовых обязанностей, к коллегам по работе;
- по итогам наставничества представить отзыв, в котором должна содержаться информация о выполнении обучаемым индивидуального плана, его деловых качествах и готовности к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей.
3. Обучаемый имеет право:
- пользоваться имеющейся у работодателя правовой, учебно-методической и иной документацией по вопросам, связанным с исполнением трудовых обязанностей;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с трудовой деятельностью;
- подавать мотивированное заявление работодателю о замене наставника.
4. Обучаемый обязан:
- выполнять индивидуальный план обучения;
- добросовестно выполнять трудовые обязанности;
- изучать нормативные правовые акты, локальные акты работодателя, необходимые для выполнения его трудовых обязанностей.
5. Локальным актом организации-работодателя могут устанавливаться иные права и обязанности наставника и обучаемого.
Статья 8. Мониторинг в сфере наставничества на территории Воронежской области
1. Уполномоченным органом ведется мониторинг в сфере наставничества на территории Воронежской области, представляющий собой систему наблюдений за организациями-работодателями, применяющими наставничество, для своевременного выявления потребностей в квалифицированных кадрах в данной сфере.
2. Мониторинг применения наставничества на территории Воронежской области включает в том числе сбор следующей информации (за исключением информации с ограниченным доступом):
- о количестве организаций-работодателей на территории Воронежской области, применяющих наставничество;
- о количестве работников этих организаций, выполняющих работы по наставничеству.
3. Порядок ведения мониторинга применения наставничества на территории Воронежской области утверждается уполномоченным органом.
Статья 9. Меры государственной (областной) поддержки в сфере наставничества
1. Меры государственной (областной) поддержки в сфере наставничества предоставляются организациям-работодателям, зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством на территории Воронежской области и применяющим наставничество.
2. Меры государственной (областной) поддержки предусматриваются в государственных программах Воронежской области.
3. Финансирование мер государственной (областной) поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете.
Статья 10. Первый рабочий день выпускников
1. В Воронежской области в целях профессионального становления выпускников образовательных организаций устанавливается Первый рабочий день выпускников.
2. Первый рабочий день выпускников ежегодно отмечается в последнее воскресенье сентября.
Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона Воронежской области
Настоящий Закон Воронежской области вступает в силу с 1 января 2012 года.
Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ
г. Воронеж,
06.10.2011
N 132-ОЗ