Закон Воронежской области от 25.06.2012 N 93-ОЗ "О здравоохранении в Воронежской области"
25 июня 2012 года | N 93-ОЗ |
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят областной Думой
21 июня 2012 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Воронежской области
Настоящий Закон Воронежской области действует на территории Воронежской области, регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья;
2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
3) полномочия и ответственность органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Закона Воронежской области используются понятия, данные в Федеральных законах "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "Об обращении лекарственных средств", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Статья 3. Государственная политика Воронежской области в сфере охраны здоровья
1. Государственная политика Воронежской области в сфере охраны здоровья направлена на реализацию прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, создание условий для повышения эффективности гигиенического обучения и воспитания, профилактики заболеваний человека, оказания медицинской помощи, обеспечения ее доступности (в том числе путем оснащения медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья, оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья), проведения научно-исследовательских работ в области здравоохранения, координацию деятельности по подготовке кадров, поддержание и развитие материально-технической базы системы здравоохранения.
2. Государственная политика Воронежской области в сфере охраны здоровья осуществляется исходя из того, что жизнь и здоровье граждан являются одним из условий обеспечения национальной безопасности, и основывается на следующих принципах:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Статья 4. Правовое регулирование в сфере охраны здоровья
Правовое регулирование в сфере охраны здоровья осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона Воронежской области и иных нормативных правовых актов Воронежской области.
Статья 5. Права граждан в сфере охраны здоровья
1. В сфере охраны здоровья граждане имеют право:
1) на охрану здоровья;
2) на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
2. Пациент имеет право на:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, в том числе после его смерти;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Статья 6. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
Статья 7. Полномочия Воронежской областной Думы в сфере охраны здоровья
К полномочиям Воронежской областной Думы в сфере охраны здоровья относятся:
1) принятие законодательных и иных нормативных правовых актов, контроль за их соблюдением и исполнением;
2) учреждение наград, установление почетных и специальных званий, премий Воронежской области;
3) установление мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья;
4) иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
Статья 8. Полномочия Губернатора Воронежской области в сфере охраны здоровья
1. Губернатор Воронежской области в сфере охраны здоровья:
1) назначает на должность (освобождает от должности) руководителей исполнительных органов Воронежской области, осуществляющих полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти Воронежской области;
2) утверждает структуру исполнительных органов Воронежской области, осуществляющих переданные полномочия;
3) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами и иными документами, предусмотренными частью 7 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
4) вправе до утверждения регламентов, принимаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в части переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, должны содержать только предусмотренные такими актами требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций и которые разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;
5) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленной форме ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, сведений о лицензиях, предоставленных в соответствии с переданными полномочиями, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти Воронежской области по вопросам переданных полномочий, и иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
2. Губернатор Воронежской области назначает на должность руководителя исполнительного органа Воронежской области в сфере охраны здоровья по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 9. Полномочия Правительства Воронежской области в сфере охраны здоровья
К полномочиям Правительства Воронежской области в сфере охраны здоровья относятся:
1) принятие нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;
2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья;
3) обеспечение разработки, утверждения и реализации программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний;
4) утверждение Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
5) формирование исполнительного органа Воронежской области в сфере охраны здоровья, установление порядка его организации и деятельности, утверждение положения о нем;
5.1) определение исполнительного органа Воронежской области, уполномоченного на создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы в сфере здравоохранения Воронежской области, - оператора информационной системы в сфере здравоохранения Воронежской области;
6) координация деятельности исполнительных органов Воронежской области, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
7) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;
8) утверждение порядка формирования перечня медицинских организаций Воронежской области, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств областного бюджета;
9) обеспечение исполнения областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в части, касающейся здравоохранения;
10) право отмены или приостановления действия муниципального правового акта, принятого (изданного) по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами Воронежской области;
11) введение и отмена на территории Воронежской области ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;
12) утверждение положения о координационном совете по обеспечению и защите прав граждан в системе обязательного медицинского страхования и его персонального состава;
13) определение порядка предоставления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья;
14) установление размера и порядка обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья, на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей;
15) установление размера единовременного денежного пособия в случае гибели работников медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья;
16) определение порядка возмещения расходов на медицинское обслуживание, в том числе диагностическое обследование и лекарственное обеспечение граждан, являющихся работниками организаций, финансируемых из областного бюджета;
17) определение порядка и условий социально-медицинского обслуживания на дому;
18) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 10. Полномочия исполнительного органа Воронежской области в сфере охраны здоровья
К полномочиям исполнительного органа Воронежской области в сфере охраны здоровья относятся:
1) издание в рамках собственной компетенции нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере обращения лекарственных средств, контроль за их соблюдением и исполнением;
2) обеспечение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и в сфере обращения лекарственных средств;
3) разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения;
4) разработка и реализация Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;
5) организация оказания населению Воронежской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья;
5.1) организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья;
5.2) организация медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья;
5.3) организация взаимодействия медицинских организаций Воронежской области, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья, при проведении мероприятий по оздоровлению беременных женщин в специализированных санаторно-курортных организациях;
5.4) организация долечивания работающих граждан, постоянно проживающих на территории Воронежской области, непосредственно после стационарного лечения в условиях специализированных санаторно-курортных организаций (отделений медицинских организаций);
6) создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности;
7) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 11 настоящей части;
8) организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Воронежской области;
9) организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
11) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;
12) информирование населения Воронежской области, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории Воронежской области, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;
13) обеспечение разработки и реализация региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;
14) установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях;
14.1) установление порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу;
14.2) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями;
14.3) организация медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Воронежской области;
14.4) установление порядка проведения оценки последствий принятия решения о ликвидации медицинской организации, подведомственной исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья или органу местного самоуправления, о прекращении деятельности ее обособленного подразделения и порядка создания комиссии по оценке последствий принятия такого решения и подготовки указанной комиссией заключений;
15) уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
16) осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
17) предупреждение на территории Воронежской области эпидемий и ликвидация их последствий;
18) утратил силу. - Закон Воронежской области от 05.07.2018 N 101-ОЗ;
19) создание и содержание в целях гражданской обороны запасов медицинских средств;
20) организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
21) лицензирование (в части предоставления лицензий, оценки соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям, оценки соответствия лицензиатов лицензионным требованиям при внесении изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров предоставленных исполнительным органом Воронежской области в сфере охраны здоровья лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте исполнительного органа Воронежской области в сфере охраны здоровья с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) следующих видов деятельности:
а) медицинская деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти);
б) фармацевтическая деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти);
в) деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти);
22) - 23.1) утратили силу. - Закон Воронежской области от 23.12.2016 N 191-ОЗ;
23.2) ведение регионального сегмента Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
23.3) ведение региональных сегментов Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом, и своевременное представление сведений, содержащихся в них, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
23.4) утверждение перечня медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах Воронежской области, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечня лекарственных препаратов (за исключением наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов), продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями;
24) установление порядка и выдача разрешений на право заниматься народной медициной;
25) присвоение квалификационных категорий медицинским и фармацевтическим работникам;
25.1) определение должностного лица, ответственного за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с общероссийской антидопинговой организацией и федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта;
26) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья
Органы местного самоуправления в сфере охраны здоровья осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 12. Система обязательного медицинского страхования
1. Обязательное медицинское страхование является видом обязательного социального страхования, представляющим собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
2. Территориальная программа обязательного медицинского страхования - это составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Воронежской области. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Глава 3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Статья 13. Источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья на территории Воронежской области являются средства федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Статья 14. Организация охраны здоровья
1. Организация охраны здоровья осуществляется путем:
1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;
2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;
3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;
4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.
2. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Статья 15. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни
1. Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
2. Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.
3. Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.
4. Организация и осуществление профилактики неинфекционных заболеваний и проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях осуществляются в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 16. Оказание медицинской помощи
1. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
2. К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
4. Формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
5. Положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 17. Медицинская помощь и социальная поддержка гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
1. Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
2. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
3. Меры социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных граждан лекарственными препаратами, устанавливаются законом Воронежской области.
Статья 17.1. Оздоровление беременных женщин и долечивание работающих граждан, постоянно проживающих на территории Воронежской области
Организация оздоровления беременных женщин в специализированных санаторно-курортных организациях, а также долечивания работающих граждан, постоянно проживающих на территории Воронежской области, непосредственно после стационарного лечения в условиях специализированных санаторно-курортных организаций (отделений медицинских организаций) осуществляется исполнительным органом Воронежской области в сфере охраны здоровья.
Статья 17.2. Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями
1. Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями, расположенными на территории Воронежской области, проводится в соответствии со статьей 79.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
2. Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями, расположенными на территории Воронежской области, является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг этими медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности.
3. При проведении независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, расположенными на территории Воронежской области, используется общедоступная информация о медицинских организациях, размещаемая в том числе в форме открытых данных.
4. В целях создания в Воронежской области условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, расположенными на территории Воронежской области, Общественная палата Воронежской области по обращению исполнительного органа Воронежской области в сфере охраны здоровья не позднее чем в месячный срок со дня получения указанного обращения формирует из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, общественных объединений инвалидов общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, расположенными на территории Воронежской области, за исключением медицинских организаций, указанных в пункте 1 части 4 статьи 79.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - общественный совет), и утверждает его состав.
Общественная палата Воронежской области информирует исполнительный орган Воронежской области в сфере охраны здоровья о составе созданного при этом органе общественного совета.
5. Положение об общественном совете утверждается исполнительным органом Воронежской области в сфере охраны здоровья, при котором создан указанный общественный совет.
6. Общественный совет формируется и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном статьей 79.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
7. Информация о деятельности общественного совета подлежит размещению в сети "Интернет" на официальном сайте исполнительного органа Воронежской области в сфере охраны здоровья.
8. Поступившая в исполнительный орган Воронежской области в сфере охраны здоровья информация о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, расположенными на территории Воронежской области, подлежит обязательному рассмотрению указанным органом в течение одного месяца с даты ее поступления и учитывается им при выработке мер по совершенствованию деятельности медицинских организаций и оценке деятельности их руководителей.
9. Информация о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, расположенными на территории Воронежской области, размещается исполнительным органом Воронежской области в сфере охраны здоровья на своем официальном сайте и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет".
10. Состав информации о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, включая единые требования к такой информации, и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" устанавливаются федеральным законодательством.
11. Утратила силу. - Закон Воронежской области от 21.09.2022 N 71-ОЗ.
Статья 17.3. Медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Воронежской области
1. Медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Воронежской области осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
2. Порядок организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Воронежской области утверждается исполнительным органом Воронежской области в сфере охраны здоровья по согласованию с исполнительным органом Воронежской области в сфере физической культуры и спорта.
3. Финансовое обеспечение медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Воронежской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
Глава 5. МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ
И МЕРЫ ИХ СТИМУЛИРОВАНИЯ
Статья 18. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования
1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:
1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
6) создание профессиональных некоммерческих организаций;
7) страхование риска своей профессиональной ответственности.
2. Медицинским и фармацевтическим работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:
1) надбавка к должностному окладу за работу в опасных и тяжелых условиях труда;
2) персональные надбавки к должностным окладам работникам, имеющим квалификационные категории и ученую степень, звание.
Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки определяется Правительством Воронежской области.
Законами Воронежской области могут быть предусмотрены иные меры социальной поддержки работников медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья.
3. Информация об установлении дополнительных мер социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статья 19. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников
1. Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.
2. Медицинские работники обязаны:
1) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;
2) соблюдать врачебную тайну;
3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
4) назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
5) сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и частью 3 статьи 96 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
3. Фармацевтические работники несут обязанности, предусмотренные пунктами 2, 3 и 5 части 2 настоящей статьи.
Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИЗДЕЛИЯМИ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКОЙ
И УСЛУГАМИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СЕРВИСУ
Статья 20. Организация лекарственной помощи
1. Лекарственная помощь гражданам и государственные (областные) гарантии по ее предоставлению осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
2. Лекарственное обеспечение организаций здравоохранения и амбулаторных больных осуществляется фармацевтическими организациями всех форм собственности в соответствии с действующим законодательством.
Статья 21. Обеспечение населения и организаций здравоохранения изделиями медицинского назначения, медицинской техникой и услугами по техническому сервису
Обеспечение населения и организаций здравоохранения изделиями медицинского назначения, медицинской техникой, а также услугами по техническому сервису осуществляют специализированные организации всех организационно-правовых форм и форм собственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Утратила силу. - Закон Воронежской области
от 03.11.2021 N 96-ОЗ.
Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Статья 24. Ответственность в сфере охраны здоровья
1. Органы государственной власти Воронежской области и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
3. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
4. Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона Воронежской области
1. Настоящий Закон Воронежской области вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области признать утратившими силу:
- Закон Воронежской области от 5 апреля 2011 года N 36-ОЗ "О здравоохранении в Воронежской области" ("Молодой коммунар", 2011, 7 апреля);
- Закон Воронежской области от 1 ноября 2011 года N 155-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О здравоохранении в Воронежской области" ("Молодой коммунар", 2011, 8 ноября).
Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ
г. Воронеж,
25.06.2012
N 93-ОЗ