Правовые акты Воронежской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Закон Воронежской области от 03.11.2015 N 147-ОЗ "Об отходах производства и потребления на территории Воронежской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Воронежской области в сфере обращения с отходами производства и потребления"

 

3 ноября 2015 года

N 147-ОЗ

 

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ЗАКОН

 

ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ)

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

Принят областной Думой

29 октября 2015 года

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона Воронежской области

 

Настоящий Закон Воронежской области в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирует отдельные отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду на территории Воронежской области.

 

Статья 2. Основные понятия

 

Для целей настоящего Закона Воронежской области используются следующие основные понятия:

1) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

3) размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

4) хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

5) захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

6) утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (энергетическая утилизация);

7) обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

8) лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

9) норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

10) лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

11) сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

12) транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

13) накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

14) обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

15) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

16) норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

17) оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

18) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

19) отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;

20) группы однородных отходов - отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);

21) баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области - соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

22) государственное управление в сфере обращения с отходами - деятельность уполномоченных исполнительных органов государственной власти Воронежской области по реализации своих полномочий в сфере обращения с отходами;

23) оператор по обращению с отходами I и II классов опасности - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.

 

Статья 3. Законодательство Воронежской области в сфере обращения с отходами

 

Законодательство Воронежской области в сфере обращения с отходами основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об охране окружающей среды", Федеральном законе "Об отходах производства и потребления", принимаемых в соответствии с ними других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона Воронежской области, а также законов Воронежской области и иных нормативных правовых актов Воронежской области.

 

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

 

Статья 4. Полномочия Воронежской областной Думы в сфере обращения с отходами

 

К полномочиям Воронежской областной Думы в сфере обращения с отходами в соответствии с действующим законодательством относятся:

1) принятие законов Воронежской области, постановлений Воронежской областной Думы и иных правовых актов, осуществление контроля соблюдения и исполнения принятых Воронежской областной Думой законов Воронежской области, постановлений, решений и иных правовых актов;

2) определение в Программе социально-экономического развития Воронежской области прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;

3) иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

 

Статья 5. Полномочия исполнительных органов государственной власти Воронежской области в сфере обращения с отходами

 

1. К полномочиям правительства Воронежской области в сфере обращения с отходами в соответствии с действующим законодательством относятся:

1) участие в проведении государственной политики в сфере обращения с отходами на территории Воронежской области;

2) принятие нормативных правовых актов Воронежской области в пределах своих полномочий, а также осуществление контроля их исполнения;

3) организация разработки государственных программ Воронежской области в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - региональная программа в сфере обращения с отходами), их утверждение, а также обеспечение их реализации;

4) определение исполнительных органов государственной власти Воронежской области, осуществляющих государственное управление в сфере обращения с отходами;

5) утверждение перечня разрешенных для приема на территории Воронежской области от физических лиц лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности (далее - Перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов);

6) установление порядка ведения областного кадастра отходов;

7) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляемом уполномоченным органом;

8) иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

2. К полномочиям исполнительного органа государственной власти Воронежской области, обеспечивающего реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Воронежской области (далее - уполномоченный орган), в сфере обращения с отходами в соответствии с действующим законодательством относятся:

1) принятие нормативных правовых актов Воронежской области в пределах своих полномочий;

2) - 3) утратили силу. - Закон Воронежской области от 24.06.2022 N 58-ОЗ;

4) утратил силу. - Закон Воронежской области от 14.12.2021 N 136-ОЗ;

5) - 6) утратили силу. - Закон Воронежской области от 24.06.2022 N 58-ОЗ;

7) установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);

8) осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);

9) утратил силу. - Закон Воронежской области от 24.06.2022 N 58-ОЗ;

9.1) утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

10) иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

3. К полномочиям исполнительного органа государственной власти Воронежской области, обеспечивающего на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган в сфере твердых коммунальных отходов), в сфере обращения с отходами в соответствии с действующим законодательством относятся:

1) принятие нормативных правовых актов Воронежской области в пределах своих полномочий, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;

2) утверждение инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

3) утратил силу. - Закон Воронежской области от 28.10.2016 N 138-ОЗ;

4) установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

5) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

6) утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);

7) регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

8) установление содержания и порядка заключения соглашения между уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов и региональным оператором, а также условий проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов;

9) заключение соглашения с региональным оператором в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

10) разработка и утверждение плана мероприятий, устанавливающего этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами, в случае и в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления";

11) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в сфере обращения с отходами;

12) разработка и реализация региональных программ в сфере обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в сфере обращения с отходами;

13) ведение областного кадастра отходов в порядке, установленном правительством Воронежской области;

14) участие в организации обеспечения доступа к информации в сфере обращения с отходами;

15) разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

4. К полномочиям исполнительного органа государственной власти Воронежской области, осуществляющего в пределах своих полномочий государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за их применением на территории Воронежской области (далее - уполномоченный орган в сфере государственного регулирования тарифов), в сфере обращения с отходами в соответствии с действующим законодательством относятся:

1) осуществление государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы);

2) утверждение предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

3) осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

4) утверждение производственных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

 

Глава 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

 

Статья 6. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами

 

1. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

1) соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в сфере обращения с отходами;

2) разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;

4) соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;

5) внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;

6) проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

7) проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

8) предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в сфере обращения с отходами;

9) соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

10) разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;

11) в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами, уполномоченный орган в сфере твердых коммунальных отходов, органы местного самоуправления.

 

Статья 7. Требования к обращению с ломом и отходами цветных металлов

 

1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно Перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов.

2. Перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов утверждается правительством Воронежской области.

 

Статья 8. Требования к разработке и реализации региональной программы в сфере обращения с отходами

 

1. Региональная программа в сфере обращения с отходами должна содержать:

1) значения целевых показателей в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

2) перечень мероприятий в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;

3) информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

4) иные определенные уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов вопросы.

2. Перечень мероприятий в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на:

1) стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

2) софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;

3) стимулирование утилизации отходов;

4) выявление мест несанкционированного размещения отходов;

5) предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;

6) обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.

3. Региональная программа в сфере обращения с отходами подлежит опубликованию в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" для всеобщего и бесплатного доступа.

 

Статья 9. Требования к территориальной схеме обращения с отходами

 

1. В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждается территориальная схема обращения с отходами.

2. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов в соответствии с документами территориального планирования.

3. Территориальная схема обращения с отходами включает в себя:

1) данные о нахождении источников образования отходов на территории Воронежской области (с нанесением источников их образования на карту Воронежской области);

2) данные о количестве образующихся отходов на территории Воронежской области с разбивкой по видам и классам опасности отходов;

3) данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в Воронежской области (с разбивкой по годам);

4) данные о нахождении мест накопления отходов на территории Воронежской области;

5) данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов;

5.1) данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

6) баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Воронежской области;

7) схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

8) данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

9) оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

10) прогнозные значения предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами;

11) сведения о зонах деятельности регионального оператора;

12) электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.

3.1. Положения части 3 настоящей статьи применяются при первой корректировке территориальной схемы обращения с отходами после дня вступления в силу Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", но не позднее 1 января 2020 года.

4. Порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальной схемы обращения с отходами, а также требования к составу и содержанию указанной схемы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Территориальная схема обращения с отходами подлежит опубликованию в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" для всеобщего и бесплатного доступа.

 

Глава 4. НОРМИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

 

Статья 10. Нормирование в сфере обращения с отходами

 

1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный орган в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

 

Статья 11. Областной кадастр отходов

 

1. Областной кадастр отходов ведет уполномоченный орган в сфере твердых коммунальных отходов.

2. Областной кадастр отходов включает в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

3. Порядок ведения областного кадастра отходов устанавливается правительством Воронежской области.

 

Глава 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ

ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

 

Статья 12. Экономическое стимулирование деятельности в сфере обращения с отходами

 

1. Экономическое стимулирование деятельности в сфере обращения с отходами осуществляется посредством:

1) понижения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

2) применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в сфере обращения с отходами.

2. В качестве меры экономического стимулирования при производстве упаковки, товаров, после утраты потребительских свойств которыми образуются отходы, которые представлены биоразлагаемыми материалами и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, осуществляется предоставление средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

 

Глава 6. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ

С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

 

Статья 13. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами

 

1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в сфере обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

2. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

4. Содержание и порядок заключения соглашения между уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов и региональным оператором, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов.

5. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами и представляет собой территорию или часть территории Воронежской области, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию Воронежской области и не должны пересекаться.

6. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами.

Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории Воронежской области и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между Воронежской областью и другими субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

7. Положения части 6 настоящей статьи применяются со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов и региональным оператором.

8. Региональный оператор имеет право осуществлять обращение с отходами I и II классов опасности в порядке и с учетом особенностей, которые установлены статьями 14.1 - 14.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и (или) для операторов по обращению с отходами I и II классов опасности.

 

Статья 14. Виды деятельности и тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию

 

1. К регулируемым видам деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

1) обработка твердых коммунальных отходов;

2) обезвреживание твердых коммунальных отходов;

3) захоронение твердых коммунальных отходов;

4) оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором;

5) энергетическая утилизация.

2. Регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные уполномоченным органом в сфере государственного регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

3. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов. Условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом в сфере государственного регулирования тарифов в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

4. Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами:

1) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

2) тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

3) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

4) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов;

5) тариф на энергетическую утилизацию.

 

Статья 15. Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

 

1. Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется уполномоченным органом в сфере государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Утратила силу. - Закон Воронежской области от 14.12.2021 N 136-ОЗ.

3. При установлении льготных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами перечень потребителей или отдельных категорий потребителей, имеющих право на льготные тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию уполномоченным органом в сфере государственного регулирования тарифов в порядке, установленном правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

 

Статья 16. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов

 

1. Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

2. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов.

3. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий Воронежской области и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

 

Статья 17. Право на получение информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

 

1. Информация в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами является общедоступной, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Раскрытие такой информации осуществляется уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов, региональным оператором и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.

2. Утратила силу. - Закон Воронежской области от 25.05.2018 N 78-ОЗ.

3. Исполнительные органы государственной власти Воронежской области в пределах своих полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами обязаны предоставлять федеральным органам исполнительной власти запрашиваемую в пределах их полномочий информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

4. Исполнительные органы государственной власти Воронежской области в пределах своих полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

 

Глава 7. КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

 

Статья 18. Государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

 

Государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии со статьей 24.12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

 

Статья 19. Производственный контроль в сфере обращения с отходами

 

1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами.

2. Производственный контроль в сфере обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный орган отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

Глава 8. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ

С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 20. Экологическое просвещение в сфере обращения с отходами на территории Воронежской области

 

1. Экологическое просвещение в сфере обращения с отходами на территории Воронежской области осуществляется в целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, пропаганды научно-технических достижений в сфере обращения с отходами.

2. Экологическое просвещение в сфере обращения с отходами на территории Воронежской области осуществляется путем распространения знаний и информации об их обращении в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

 

Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Закона Воронежской области

 

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона Воронежской области, несут административную ответственность в соответствии с Законом Воронежской области "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области".

 

Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 21.1. Переходные положения

 

1. Уполномоченный орган в сфере твердых коммунальных отходов в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории Воронежской области, либо с юридическим лицом, которому в соответствии с указанным Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с Воронежской областью, а при отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

2. В случае, если уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов право, указанное в части 1 настоящей статьи, не может быть реализовано, Воронежская область вправе не применять до 1 января 2020 года в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, положения Федерального закона "Об отходах производства и потребления" о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами. В указанном случае на территории Воронежской области этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

3. До 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа в сфере твердых коммунальных отходов могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области (далее - перечень), порядок формирования и изменения которого устанавливаются в соответствии с действующим законодательством федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами Воронежской области. Объекты, указанные в настоящей части, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 22. Заключительные положения

 

1. Настоящий Закон Воронежской области вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2016 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области признать утратившими силу:

1) Закон Воронежской области от 4 апреля 2007 года N 39-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Воронежской области" ("Молодой коммунар", 2007, 10 апреля);

2) статью 17 Закона Воронежской области от 30 марта 2009 года N 22-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области в связи с совершенствованием осуществления полномочий правительства Воронежской области" ("Молодой коммунар", 2009, 2 апреля);

3) Закон Воронежской области от 11 ноября 2009 года N 139-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Воронежской области" ("Молодой коммунар", 2009, 14 ноября);

4) Закон Воронежской области от 24 января 2011 года N 7-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Воронежской области" ("Молодой коммунар", 2011, 27 января);

5) Закон Воронежской области от 24 февраля 2012 года N 15-ОЗ "О внесении изменения в часть 2 статьи 5 Закона Воронежской области "О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Воронежской области" ("Молодой коммунар", 2012, 28 февраля);

6) Закон Воронежской области от 26 апреля 2013 года N 56-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Воронежской области" ("Молодой коммунар", 2013, 30 апреля);

7) статью 42 Закона Воронежской области от 25 декабря 2013 года N 186-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области в связи с совершенствованием бюджетного процесса" (информационная система "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru), 2013, 26 декабря);

8) Закон Воронежской области от 5 мая 2015 года N 52-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Воронежской области" (информационная система "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru), 2015, 6 мая).

 

Исполняющий обязанности

губернатора Воронежской области

Г.И.МАКИН

г. Воронеж,

03.11.2015

N 147-ОЗ

Закон Воронежской области "Об отходах производства и потребления на территории Воронежской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Воронежской области в сфере обращения с отходами производства и потребления" от 03.11.2015 N 147-ОЗ